Манасчи С. Каралаев. Знаменитый сказитель эпоса «Манас» Саякбай Каралаев, которого можно назвать Гомером 20-го века, родился в 1881 году в селе Ак-Олен, нынешнего Балыкчинского района, Иссык-Кульской области, в семье батрака. С 12 лет Саякбаю пришлось вместе с отцом батрачить у баев и манапов. В 1916 году он участвует в восстании против царского режима, а после поражения восстания, в числе других беженцев, оказывается в Китае. В 1917 возвратившись из Китая, батрачит у русских кулаков. Когда весть об Октябрьской соц-ческой революции донеслась до гор Ала-Тоо и киргизский трудовой народ поднялся на борьбу за свою свободу против эксплуататоров, Каралаев становится добровольцем-красногвардейцем, а затем, до 1921 года, служит в рядах Красной Армии. С 1921 по 1931 год С. Каралаев работает председателем Ырдыкского и Маманского сельских Советов Пржевальского района, Иссык-Кульской области. Еще в детстве от своей бабушки Саякбай слышал рассказы о том, что их родственники Суранчы и Байдылда исполняли «Манас». Она же долгими вечерами рассказывала любимому внуку о подвигах Манаса, Семетея и Сейтека. Даровитый мальчик запомнил из рассказов бабушки и других манасчи содержание киргизского народного героического эпоса, а затем, с 1918 года, сам начинает исполнять отрывки «Манаса» во время отдыха в красноармейских казармах. В 1921г. С.Каралаев встречается со знаменитым в то время, манасчи Чоюке, у которого в течение нескольких лет учится исполнению «Манаса». С 1925г. Каралаев исполняет «Манас» самостоятельно, постоянно совершенствуя свое мастерство. В 1931г. Каралаева приглашают в столицу республики для записи от него народного героического эпоса «Манас». С его слов записано более полумиллиона строк этого народно-поэтического сказания. Манасчи С. Каралаев, исполняя «Манас», передает не только три его основные части: «Манас», «Семетей», «Сейтек», но и следующие, малоизвестные части: «Алымсарык», «Кулансарык». Ни один манасчи до Каралаева не мог исполнять «Манас» в таком полном объеме. Он рассказывал и пел эпос в течение нескольких месяцев подряд. Вариант эпоса «Манас» С. Каралаева признан литературоведами одним из самых высокохудожественных и полных вариантов. Каралаев является и исполнителем малых киргизских народных эпосов. Так, в 1938 г., по записи его исполнения, вышел в свет эпос «Тоштюк». В послевоенные годы С. Каралаев создает ряд оригинальных поэтических произведений. В 1952 г. Киргизгосиздат выпускает его поэму «Повесть о беркуте», «Незабываемые дни», прекрасную поэтическую сказку «Богатырь Дельдеш» и поэму «Пернатые», «Охотник Томор», «Многострадальный Кубат». Каралаев пользуется большой популярностью в народе и как замечательный сказитель, и как борец, защищавший Родину от белогвардейских банд. За выдающиеся заслуги перед киргизским народом Саякбай Каралаев награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и удостоен звания Народного артиста Киргизской ССР.
Великий манасчи Сагымбай Орозбак уулу.
Великие сказатели при исполнении «Манаса» до того входили в образы героев и эпическую ситуацию, что сами становились как бы соучастниками событий. одним из таких манасчи был Сагымбай Орозбак уулу (1867-1930). сагымбай-манасчи был родом из айыла Кабырга, что на И-Куле. Познал эпос от соврем-ых ему сказителей-мастеров. записанный в его исполнении вариант эпоса «Манас» харак-ся высокохудож-ым содержанием, законченной композицией и патриотич-ой направленностьюи вошел в духовнуюсокровищницу кырг-го народакак высокий образец монументального худож-го твор-ва. Вариант Орозбакова отличали богатая фактографич-ая насыщенность, красочное фольклорное обрамление. Все это свидет-ло о его большой творч-ой индивид-ти и высоком мастерстве.