Научные гипотезы о происхождении этнонима «кыргыз» и кыргызского народа.
Долгий и сложный путь этнического развития прошел кыргызский народ. Проблема формирования (этногенеза) кыргызской народности сложна из-за крайней скудности письменных источников, слабой изученности археологических, антропологических и этнографических материалов.
Cреди ученых нет единства при ответе на вопрос: как и когда образовался кыргызский народ? Множество версий можно свести к 3-м основным гипотезам:
1) Кыргызская народность появилась на Тянь-Шане в результате переселения (миграции) кыргызов со своей прародины в верховьях Енисея (Минусийская котловина). Это положение впервые изложил в своем капитальном сочинении «История Сибири» русский академик Г.Ф. Миллер (1705-1783). Гипотезу развили В.В. Радлов, А.Н. Бернштам.
2) Кыргызская народность автохтонна, то есть с древних времен формировалась и обитала на современной территории. Гипотеза независимо друг от друга была сформулирована в середине XIX века казахским ученым Ч.Ч. Валихановым и русским синологом Н.Я. Бичуриным. Наиболее обоснованно ее изложил русский ориенталист Н.А. Аристов.
3) Кыргызская народность сложилась на Тянь-Шане в результате слияния автохтонных и пришлых из Центральной Азии этнических компонентов. Последняя гипотеза получила наибольшее распространение в современной науке. Она выработана на специальной научной сессии, посвященной этногенезу кыргызского народа, состоявшейся в 1956 году в г. Фрунзе: «Кыргызский народ и его культура сложились… в результате взаимодействия двух этнических элементов: центральноазиатского и местного среднеазиатского. Один из важнейших «узловых» моментов этногенеза кыргызского народа, ближайший по времени, связан с событиями первой половины II тысячелетия нашей эры». В эту эпоху на территорию Кыргызстана проникают с Востока предки современных кыргызов, говоривших уже сложившемся кыргызском языке.
Этноним «кыргыз», возникший еще во второй половине первого тысячелетия до н.э. в Центральной Азии, в IX-X веках получил широкое распространение от Енисея до Байкала и Алтая. Позже он был перенесен и на Тянь-Шань, где дал название сформировавшейся здесь к XVI веку народности.
В настоящее время установлено, что известные по китайским источникам этнонимы, а именно: гэгунь, гяньгунь, кигу, цигу, гегу, хегусы, хагасы, являются лишь разновременными фонетическими вариантами одного и того же этнонима – «кыргыз».
Самим народом этноним связывается по созвучию со словами «кыр» - «степь» и «кырк» - сорок и истолковывается в значении «степной народ», «степняки» или народ, произошедший от сорока дев – «кырк кыз».
Этноним «кыргыз» является самым древним из самоназваний современных тюркских народов. Этноним «кыргыз» как обозначение отдельного племени (или группы племен) возник в Центральной Азии далеко от современной территории, занимаемой кыргызским народом в наши дни.