Феномен России.

Китайская пословица гласит: Прежде чем куда-то идти, узнай, где ты находишься. Перефразировав на русский язык, получим: Прежде чем спрашивать - "что делать?", узнай кто ты.

 Основная проблема Российского общества - мы не знаем, кто мы. Мы, как общество, находимся в бессознательном состоянии. Обратимся к истории. На протяжении многих веков русские не понимали себя и, поэтому, искали помощи во вне. Первый известный нам факт - это приглашение на княжество варягов, причиной тому было то, что "демократическая" система управления через Вече дала сбой. В первые века правления Рюриковичей много славного было сделано на Руси. Самыми важными вехами считается создание государственности и распространение Православия на древней русской земле. Но через несколько поколений к XIII веку Рюриковичи ни чем не отличались от русских и погрязли в хаосе междоусобных войн. Это явилось основным фактором захвата Руси монголо-татарами. При всем отрицательном, что несло нашествие с Востока, русские получили от татар и положительное: власть над собой (над своей бессознательностью), способствующую порядку, и Восточную культуру. Очевидный факт, татарское нашествие способствовало собиранию земель русских вокруг Московского княжества и в дальнейшем рождению России. Как только опыт, полученный с Востока, был освоен и воплощен в деспотии Ивана IV, бессознательность русских проявляется в очередной раз и ввергает страну в Смутное время. После короткой передышки при правлении Михаила Федоровича Романова, бессознательное снова дает о себе знать в годы Великого раскола и кризиса власти вплоть до правления Петра I. Величие Петра заключается в том, что он первый в Евразии совместил Запад и Восток, западные технологии и восточные ценности. Культурный взрыв XIX века был заложен Петровскими реформами. К сожалению, реформы Александра II имели только Западную основу, это и "выпустило джина из бутылки", дало возможность проявиться нашему бессознательному в начале XX века. По какому пути мы идем сейчас? Куда этот путь нас приведет? Не хотелось бы наступать еще раз на грабли.

 Этой работой делается попытка ответить на интересующий нас вопрос: "Кто мы?".

Развитие общества.

Как мы уже рассмотрели в предыдущей части работы, "Сверх Я" было сформировано эволюцией для сдерживания хаотического распространения и самоуничтожения. Оно взяло функции, устанавливающие принципы "узкой специализации" и "адаптивности-размножения", которые соответствуют принципам в биосфере. Эти принципы описаны во второй части работы. Однако, "Бессознательное" в течение всей истории человечества, своим стремлением к распространению, периодически вырывалось из под контроля "Сверх Я", совершая войны, революции или великие открытия. За счет этого продолжается развитие человечества до сегодняшнего дня. Так же эволюция выделила преобладание той или иной психической функции, описанные в предыдущей части работы, не только внутри каждого человека, но и в характере различных обществ.

 Как это получилось? Религии Востока акцентировали внимание на Высшем божестве, считая окружающий нас мир иллюзией, а бессознательные "животные" стремления человека, воспринимались как, так же, иллюзорные препятствия, не дающие достижения Абсолюта. Отстранение от реального мира и сосредоточенность на мире высшем, в течении многих веков создавали жесткие ассоциативные структуры в "Сверх Я" восточных обществ. Человек Востока воспринимает ситуации целиком и определяет свое отношение к ситуации по принципу "нравится - не нравится" (чувственная психическая функция по Юнгу). Для Востока прошлое, предания и традиции важнее настоящего или будущего. Сосредоточившись на "Сверх Я", Восток потерял способности к творчеству (творчество или создание новых ассоциативных структур присуще только "Бессознательному"). Восток может брать у Запада или у России уже существующие технологии и воспроизводить продукт в огромных количествах.

 На Западе другая история. Иудаизм и Христианство в большей степени сосредотачивали внимание человека на своей повседневной жизни. Концентрация общества Запада на настоящем, возникновение неприемлемости этим обществом несоответствия между требованиями традиций религии и текущей ситуации, привели к Реформации. "Сверх Я" Запада так же формировалось под воздействием религии, но с приходом Протестантства, а затем, и бурного развития науки, религиозные ассоциативные структуры начали разрушаться. На их месте развивается "Сверх Я", которое призвано обслуживать "Я" и связанный с ним индивидуализм. Человек Запада воспринимает мир через логику и поддерживающий логику опыт (мыслящая функция и функция ощущения по Юнгу). На Западе, чтобы выжить, надо быть "здесь и сейчас". Что же происходит с "Бессознательным"? Запад, ориентированный на "Я" и разрушающий религиозность "Сверх Я", получает самопроизвольное распространение "Бессознательного", точнее той его части, которая содержит вытесненные под действием "Сверх Я" комплексы. Это приводит к устранению сдерживающих принципов, ограничивающих сексуальные и чревоугоднические потребности. Рекламируются сексуальная революция с абсолютной свободой вплоть до извращений и безудержное потребление всех видов продукции. Общество потребления и конкуренции создало ситуацию, подобную эпохе "борьбы всех против всех" перед появлением человека разумного в более утонченном, либерально-демократическом виде, но не исключающую массовых жертв. Жертвами становятся люди с преобладающими функциями отличными от ощущающей или мыслящей. Они считаются малополезными для такого общества и миллионами выкидываются на обочину жизни, что мы в настоящее время наблюдаем в России. Противоположность преобладающих психических функций приводит к непониманию между западной и восточной цивилизациями и может привести к уничтожающему противостоянию.

 Феномен России заключается в том, что, тысячелетиями находясь между Востоком и Западом, она получила невероятно богатые ассоциативными структурами "Сверх Я" (Православие, Ислам, Иудаизм, Буддизм) и "Бессознательное" (творчество, отточенное невзгодами, или "звериное" уничтожение всего окружающего, в зависимости от ситуации). Это "богатство" оборачивается для нас, родившихся и живущих на этой земле, великим горем и великим счастьем. Горе - в пережитом и переживаемом, счастье - в будущих возможностях. Человек России воспринимает мир, опять же в зависимости от ситуации, через "Сверх Я" или "Бессознательное" (чувственная и интуитивная функция психики по Юнгу), редко пользуется сознанием (мыслящей функцией), потому, что сознание не пригодно в условиях постоянной неопределенности. Это отмечают как "загадка русской души", с положительным или отрицательным оттенком, все серьезные сторонние наблюдатели России. Такое положение Российского общества приводит к тому, что любое одностороннее воздействие, будь то деспотия (власть "Сверх Я") Востока или либерализм (власть индивидуального "Я") Запада, приводит к одинаково отрицательному результату

Бесплатный хостинг uCoz