Состояние образования, науки и культуры суверенного Кыргызстана.

С образованием суверенной КР, в соответствии с Законом о гос языке увеличилось количество кырг школ, возобновилось изучение кырг языка в русских и нерусских школах республики. С 1992 года появились новые типы и виды школ. На основе закона «Об образовании» завершена деполитизация образования, осуществляется его гуманизация, складывается многоуровневая система образования.

Система профтехобразования насчитывает 39 профессиональных лицеев, 75 профтехучилищ.

Система высшего образования республики сложилась также в советский период. С 1993 года идет внедрение негосударственных структур образования и платных форм обучения. Одновременно снижается план приема на бюджетную форму обучения.

В соответствии с Президентской программой «Кадры XXI века», Национальной программой «Билим» в республике определен перечень 9 направлений, около 200 специальностей с полным высшим и 300 с незаконченным высшим образованием. Политика государства направлена на сохранение единого образовательного пространства со странами СНГ. Созданы Кыргызско-Российский (Славянский), Кыргызско-узбекский университеты.

Политика вхождения в мировое образовательное пространство способствовала созданию учебных заведений совместного подчинения: Кыргызско-турецкий университет, Кыргызско-американский, Кыргызско-европейский факультеты.

Помощь в развитии образования оказывают США, Франция, Англия, Дания, Япония, международные организации - ТЕМПУС, ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Корпус мира, ДАНИДА, Фонд «Сорос-Кыргызстан».

В условиях суверенитета Постановлением Правительства от 28 августа 1993 года республиканской Академии наук присвоен статус Национальной Академии Наук. При ней организованы новые институты и ряд других научно-исследовательских центров.

Экономический кризис обусловил сокращение финансирования учреждений культуры. Со стороны государства делаются попытки сохранить духовные ценности общества в переходный период. И на эти цели направлена Президентская программа «Маданият».

В переходный период ухудшилась материальная база учреждений здравоохранения, как и всей социальной сферы. Министерство здравоохранения совместно с ВОЗ и донорскими организациями разработало Национальную программу реформы системы здравоохранения «Манас», которая была одобрена правительством в июне 1996 года. С января 1997 года в Кыргызстане вводится обязательное медицинское страхование.

 Рост нац-го самосознания: усиление интереса народа к своей истории. Закон КР «О государственном языке».

А.Акаев подчеркнул, демократизация общ-ва «… пробудила глубокий интерес к историч-му и культ-му наследию». В рамкахподгот-ки к 1000-летию эпоса «Манас» в Бишкеке 22-24 сен. 1994г. была проведена междунар-ая науч. конферен-ция на тему «Кыргызы: этногенетич-ие и этнокультурные процессы в древ-ти и средневековье в Центр. Азии». Была издана монография С.М. Абрамзона «Кыргызы и их этногенетич-ие и историко-культурные связи». Увидели свет научная книга «Кыргызы» в 4-х томах (Жусупов), Солтоноева «История кырг-ов», А. Байтура «Лекции по истории кырг-ов». Одним из важных источ-ов познания происхож-ия кырг-го народа явл. многочислен-е санжыра (устные родословные предания). В 1990г. в с. Шалба Джеты-Огузского р-на состоялся конкурс лучших рассказчиков санжыра. Празднование в 1990г. общественостью респуб-ки 75-летия восстания кырг-ов в 1916г. способствовало росту нац-го самосознания кырг-ов. На госуд-ом уровне шло восстановл-ие историч-ой правды, отводилось должное место в истории и культуре талантливым кырг-ам. Общественность Кырг-на во второй пол. 80-х гг. остро подняла проблему преподав-ия истории кырг-го народа в общеобраз-ых школах ,ВУЗах. Рост нац-го самосознания кырг-ов находит выражение и в повышении интереса к историч-им памятникам, находящ-ся на тер. Кырг-на.

 

Бесплатный хостинг uCoz