Политический строй и социально-экономические отношения в государстве Караханидов. История Караханидов изучена еще не полностью. Образование династии Караханидов и ее первые успехи обусловлены во многом принятием ими новой религии – ислама. Родоначальником династии был Сатук Абд ал-Керим, принявший титул "кара-хан" и первым из караханидских правителей принявший ислам. В 955 году после смерти Сатука управление страной перешло к его сыну Мусе, который объявил ислам государственной религией. В годы правления Сатука и Мусы в состав государства вошли юго-восток Тянь-Шаня и северные районы Кашгарии. Завоевание Караханидами Семиречья проходило в борьбе с местными племенами. В X веке государство Саманидов ослабело и подвергалось нападению Караханидов. В 1041-1042 годах государство Караханидов разделилось на 2 самостоятельных каганата. Столицей Восточного каганата стал Баласагун, позже Кашгар, Западного каганата - Узгенд, позже Самарканд. Границей между восточными и западными Караханидами стал Ходжент. Государственное устройство Караханидского каганата. Верховный каган (хан ханов) возглавлял государство, власть его была наследной. Роль советников удельных правителей и верховного кагана исполняли хаджибы. Центральный административный аппарат каганата делился на 2 категории: 1) дергах (дворец); 2) диван (канцелярия). Ко времени Караханидов относится полное развитие феодальных отношений на территории Кыргызстана. Здесь получила распространение т.н. икта. Караханидская знать составляла основную массу иктадаров. Были и другие формы земельной собственности:
Формы земельной собственности определяли социальную структуру караханидского общества. В поэме “Кутадгу билиг” (“Благодатное знание”) Жусупа Баласагына (1069 год) указывается, что народ (бодун), по достатку делился на богатых - байлар, средних - орто и бедняков - чыгайлар. Податное население называлось райятами. Айары - это бродяги, бездельники. В "Кутадгу билиг" упоминаются рабы - бесправные люди. Ставками восточных Караханидов были крепости Барсхан на южном берегу озера Иссык-Куль, Канджангар-Баши (развалины Ширдакбек в долине реки Алабука), Атбашы (развалины Кошой-Коргон в долине Атбаши). Самым большим городом в Чуйской долине являлся Баласагун, одна из столиц Караханидского государства. В государстве Караханидов использовалось сирийское, уйгурское и арабское письмо. Государственной религией являлся ислам. В 1125 году, после разгрома чжурчженями, часть киданей во главе с гурханом Елюй-Даши двинулась на запад, заняла владения восточных Караханидов. Кидане в 1137 году нанесли поражение под Ходжентом войскам западных Караханидов и вернулись в Чуйскую долину. В начале XIII века в восточной части Караханидского каганата начались восстания, вызванные ослаблением власти гурхана, усилением произвола сборщиков дани и переселением в Тянь-Шань и Семиречье остатков разбитых Чингисханом в 1208 году на реке Иртыш меркитов и найманов. Продвижение монголов главе с Чжэбэ-нойоном на запад привело к захвату ими Баласагуна и всей Средней Азии. Эпоха Караханидов в средневековой истории Кыргызстана знаменовала собой подъем городского строительства, архитектуры, науки, литературы и искусства.
|
|