Образование и развитие советской государственности кыргызского народа.

После победы Октября опубликована «Декларация прав народов России», затем обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока, в кот-х все народы имели право на свободное самоопределение и устроение своей жизни. Но кырг.народ частично воспользовался этими правами только через 7 лет - в 1924 г. – вновь обрел государственность.не просто и не легко – великодержавная и унитарная позиция части сов.деятелей, шовинизм.

Но ленинская национ.политика облегчила решение задач государственности, создание самостоятельных гос-в, автономий, областей, округов (70). В 1921 г. - вопрос о создании кырг.области в составе Туркестан.АССР. Мотивы: разрозненность населения по отд.областям,борьба отд.групп казах. и  кырг.работников Джетисуйской областной структуры управления, ликвидация басмачества на юге. В 1921 г. ЦИК Киргизской (Казахской) АССР ходатайствует о включении Сырдарьеин.  и Джетисуйской областей в состав автономии казахов. Решение положительное, но в марте 1922 г. по иницативе Абдрахманова Арабаева Сыдыкова – вопрос о выделении кырг.уездов в отдельн. Горную область. 25 марта 1922 г. ЦК КП(б) Туркестана принимает постановление о районировании Джетисуйской обл., орг-и Горной области в составе Туркестан.республики, кот-я образ-ся из Пишпек, Пржевальск, Нарын.уездов и горн.участка Аулие-Атинского уезда. Но это вызывает сопротивление части кырг.работников во главе с Худайкуловым, против созыва сьезда, их поддерживает часит казах.руководителей, считающих кыргызов частью казахов. в итоге сьезд и июне 1922 г. – распущен, отложен вопрос о самост-ти кыргызов.

10 марта 1924 г. на совещании ЦК КПТ, Арабаев предлагал безотлагательно решить вопрос о кырг.автономии. решался вопрос, в составе какой республики должна быть Кара-Кирг.автономия – РФ или Казахстана. Абдрахманов, Арабаев, Сыдыков – РСФСР, Худайкулов – Казахская.

14 марта 1924 г. – постановление об образовании Кара-Киргизской автоном.области в составе РСФСР. Исконные терр-и воссоединялись в рамках самост.гос-ва.

21 октября 1924 г. создается Ревком Кара-Кирг.авт.области как орган высшей гос.власти, председатель – И. Айдарбеков. Принял решение об уточнении границ КР. Май 1925 г. – Кара-Кирг.АО переименована в Кирг.АО, 25-27 ноября 1925 – переименована в Кирг.АР.

Март 1927 г. – Декларация об образовании Кирг.АССР, избран Президиум ЦИК, председатель – А.Орозбеков30 апреля 1929 г. на 2 сьезде принята Конституция, структура органов гос.власти и управления, их функции.

Осн.черта кырг.госуд-ти тех лет – ограниченность функций и компетенций. Причины: - статус автономии, - советы – аппарат по реализации указаний и директив партии, - тройное подчинение (констит-прав. – в составе РСФСР, эконом.,географ. – Ср.Азия, составная часть СССР – установки союзных органов. Это сильно ограничивало автономию, негативно сказывалось на оперативном решении проблем.

5 дек.1936 г. – принята нов.Конституция СССР, КиргАССР преобразована в КирССР. 20 марта 1937 г. – нов.Конституция Кирг.ССР, закрепила истор.успехи кырг.народа, подчеркивалось единство и централизация управления, расширена компетенция общесоюзн.органов.

1957 г. – по решению 20 сьезда – в компетенцию союз.республик отнесено законодательство о судоустройстве, вопросы краевого и област.адм.-терр.устройства

1977 г. – углубились сферы совм.компетенции.

В ходе перестройки – разработка схемы гос. и хоз.управления, расширение прав республик. Приостановили снижение темпов произв-ти труда, поворот к соц.ориентации производства. Росли кап.вложения в строительство жилья, увеличились доходы населения. Но гл.проблема – несбалансированность потребит.рынка, разрыв экон.связей союз.республик.

 

Бесплатный хостинг uCoz