Карлукское государство: образование, развитие  и распад.

На смену Тюргешскому каганату пришло Карлукское государство. Самоназвание "карлук бодун" (народ карлуков), или "уч карлук" (три племени карлуков),

766-940 годы - время господства в Семиречье и на Тянь-Шане карлуков. Древнетюркские рунические памятники и китайские источники делят "народ карлуков" на 3 крупных племени: 1) булак; 2) чигиль или себек; 3) ташлык.

Карлуки имели сильную армию, обитая на стыке Восточного и Западного тюркских каганатов, они принимали сторону то одного, то другого каганата. распространялось на сильный союз кочевых племен, границы владений кот. простирались от Монгольского Алтая до побережья оз.Балхаш,  и к северу и югу от Тарбагатайского хребта. Карлуки Тарбагатая имели сильное войско.

В 744-745 годах объединенные силы карлуков, басмылов и уйгуров сокрушили тюркский каганат. Вождь басмылов объявил себя каганом, но карлуки и уйгуры объединившись, нанесли басмылам поражение. В 746-747 годах уже уйгуры подчинили басмылов, и в Центральной Азии возникло новое государство - Уйгурский каганат (744-840).

Карлуки, не подчинившись уйгурам, перекочевали в Семиречье и Джунгарию. Главной задачей карлукские джабгу считали борьбу с Уйгурским каганатом за господство в степи. К 751 году им удалось создать антиуйгурский союз, в который кроме карлуков вошли остатки тюрок, кыргызы и племена чиков.

В период переселения карлуков в Семиречье и Тянь-Шань обстановка здесь была сложной. Вмешательство Китая в дела Средней Азии (захват в 748 году Суяба и Чача в 749 году) обеспокоило арабов, карлуков, ягма и тюргешей. Спор за преобладание в регионе решился в битве на реке Талас в июле 751 года, близ города Атлах (развалины вблиз села Покровка Манасского района). На пятый день противостояния в тыл танской стотысячной армии под командованием Гао Сяньчжи ударило войско карлуков, а с фронта - арабы. В этом сражении 50 тысяч китайцев были убиты и около 20 тысяч взято в плен. Эта победа имела большое значение в истории Средней Азии: китайские войска тысячу лет не появлялись у ее границ, что обеспечило развитие мусульманской религии и культурв в регионе.

В VIII-IX веках Карлукскому каганату приходилось вести войны на 2 фронта:

с арабами, предпринимавшими походы на Фергану и Семиречье;

с уйгурами - за господство в Восточном Туркестане и Джунгарии.

В первой половине X века карлуки уже не играли решающей роли в политической жизни в Центральном Тянь-Шане. Государство карлуков распалось в 840 году и подготовило появление Караханидского каганата.

 

Политический строй и социально-экономич отношения в государстве Караханидов.

Образование династии Караханидов и ее первые успехи обусловлены во многом принятием ими новой религии - ислама. Родоначальником династии был Сатук Абд ал-Керим, принявший титул "кара-хан" и первым из караханидских правителей принявший ислам.

В 955 году после смерти Сатука управление страной перешло к его сыну Мусе, который объявил ислам государственной религией. В годы правления Сатука и Мусы в состав государства вошли юго-восток Тянь-Шаня и северные районы Кашгарии.

Завоевание Караханидами Семиречья проходило в борьбе с местными племенами. В X веке государство Саманидов ослабело и подвергалось нападению Караханидов.

В 1041-1042 годах государство Караханидов разделилось на 2 самостоятельных каганата. Столицей Восточного каганата стал Баласагун, позже Кашгар, Западного каганата - Узгенд, позже Самарканд. Границей между восточными и западными Караханидами стал Ходжент.

Государственное устройство Караханидского каганата.

Верховный каган (хан ханов) возглавлял государство, власть его была наследной. Роль советников удельных правителей и верховного кагана исполняли хаджибы. Центральный административный аппарат каганата делился на 2 категории: дергах (дворец); диван (канцелярия).

Ко времени Караханидов относится полное развитие феодальных отношений на территории Кыргызстана. Здесь получила распространение т.н. икта. Караханидская знать составляла основную массу иктадаров.

Были и другие формы земельной собственности: личные владения (амлак и хасс) династии Караханидов; государственные земли (дивани); вакфные земли: духовенства, мечетей, медресе; земли сельских общин и свободных крестьян.

Формы земельной собственности определяли социальную структуру караханидского общества. В поэме "Кутадгу билиг" ("Благодатное знание") Жусупа Баласагына (1069 год) указывается, что народ по достатку делился на богатых - байлар, средних - орто и бедняков - чыгайлар. Поданное население называлось райятами. Айары - это бродяги, бездельники. В "Кутадгу билиг" упоминаются рабы - бесправные люди.

Ставками восточных Караханидов были крепости Барсхан на южном берегу озера Иссык-Куль, Канджангар-Баши (развалины Ширдакбек в долине реки Алабука), Атбашы (развалины Кошой-Коргон в долине Атбаши). Самым большим городом в Чуйской долине являлся Баласагун, одна из столиц Караханидского государства. В государстве Караханидов использовалось сирийское, уйгурское и арабское письмо. Государственной религией являлся ислам.

В 1125 году, после разгрома чжурчженями, часть киданей во главе с гурханом Елюй-Даши двинулась на запад, заняла владения восточных Караханидов. Кидане в 1137 году нанесли поражение под Ходжентом войскам западных Караханидов и вернулись в Чуйскую долину.

В начале XIII века в восточной части Караханидского каганата начались восстания, вызванные ослаблением власти гурхана, усилением произвола сборщиков дани и переселением в Тянь-Шань и Семиречье остатков разбитых Чингисханом в 1208 году на реке Иртыш меркитов и найманов. Продвижение монголов главе с Чжэбэ-нойоном на запад привело к захвату ими Баласагуна и всей Средней Азии.

Эпоха Караханидов в средневековой истории Кыргызстана знаменовала собой подъем городского строительства, архитектуры, науки, литературы и искусства.

 

Бесплатный хостинг uCoz