Цели, задачи и функции Национального банка.

 Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национального банка Кыргызской Республики законодательно определены Конституцией Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года.

 Главной целью деятельности Национального банка Кыргызской Республики является достижение и поддержание стабильности цен, посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики.

 Основной задачей, способствующей достижению цели деятельности банка, является поддержание покупательной способности национальной валюты, обеспечение безопасности и надежности банковской и платежной системы республики (статья 3 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики").

 Для выполнения поставленных задач Национальный банк Кыргызской Республики самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность независимо от органов государственной власти и управления.

 Национальный банк Кыргызской Республики выполняет следующие основные функции:

 1) разрабатывает, определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике;

 

2) осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики;

 3) разрабатывает и осуществляет единую валютную политику;

 4) обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков;

 5) способствует эффективному функционированию платежной системы;

 6) устанавливается правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национального банка Кыргызской Республики законодательно определены Конституцией Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года.

Главной целью деятельности Национального банка Кыргызской Республики является достижение и поддержание стабильности цен, посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики.

Основной задачей, способствующей достижению цели деятельности банка, является поддержание покупательной способности национальной валюты, обеспечение безопасности и надежности банковской и платежной системы республики (статья 3 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики").

Для выполнения поставленных задач Национальный банк Кыргызской Республики самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность независимо от органов государственной власти и управления.

Национальный банк Кыргызской Республики выполняет следующие основные функции:

1) разрабатывает, определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике;

2) осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики;

3) разрабатывает и осуществляет единую валютную политику;

4) обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков;

5) способствует эффективному функционированию платежной системы;

6) устанавливается правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

 Роль НБКР в банковской системе Кыргызской Республики

 В банковской системе Кыргызстана НБ КР (НБ) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Национальный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны НБ используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Давайте рассмотрим какие цели и задачи деятельности НБ

 

1.1.        Цели и задачи Нацбанка

 Основными целями деятельности Национального Банка являются:

  -    защита  и  обеспечение  устойчивости  сома,   в   том   числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

-    развитие и укрепление банковской системы КР;

  - обеспечение эффективного и бесперебойного  функционирования  системы расчетов.

 Основными задачами НБ являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

     Получение прибыли не является целью деятельности Нац.Банка.

  Национальный Банка выполняет следующие функции:

     1)  во  взаимодействии   с   Правительством   КР разрабатывает  и  проводит   единую   государственную   денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости сома;

     2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег  и  организует  их обращение;

     3)   является   кредитором   последней   инстанции   для   кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

     4)  устанавливает  правила  осуществления  расчетов   в   КР;

     5)   устанавливает   правила   проведения    банковских    операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

     6) осуществляет государственную регистрацию  кредитных  организаций; выдает  и  отзывает  лицензии  кредитных   организаций   и   организаций, занимающихся их аудитом;

     7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

     8) регистрирует эмиссию  ценных  бумаг  кредитными  организациями  в соответствии с законами;

     9)  осуществляет  самостоятельно  или  по  поручению   Правительства КР все  виды  банковских  операций,  необходимых  для выполнения основных задач Нац.Банка;

     10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

     11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через  уполномоченные  банки  в  соответствии  с  законодательством КР;

     12) принимает  участие  в  разработке  прогноза  платежного  баланса КР и  организует   составление   платежного   баланса КР;

     13) в  целях  осуществления  указанных  функций  проводит  анализ  и прогнозирование состояния экономики КР в  целом  и  по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых  и  ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

 

Для реализации возложенных на него  функций  НБ участвует в разработке экономической  политики  Правительства  КР.

     Национальный Банк и Правительство КР информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

     Нац.Банк консультирует Министерство финансов КР по вопросам графика выпуска  государственных  ценных  бумаг  и  погашения государственного долга с учетом их воздействия  на  состояние  банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики[1].

 1.2. Функции   Национального  Банка  

 Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой НБ: осуществление монопольной эмиссии банкнот;  проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов;  регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора; функция финансового агента правительства.

 Эмиссия банкнот.

 За Нац.Банком как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссия  наличных  денег,  организация  их  обращения  и изъятия из обращения на территории  КР.

В целях  организации  наличного  денежного  обращения  на территории Кыргызской Республики на Нац.Банк возлагаются  следующие функции:

     прогнозирование и организация  производства,  перевозка  и  хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

     установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных  денег для кредитных организаций;

     установление признаков платежеспособности денежных знаков и  порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

     определение порядка ведения кассовых операций.

 Проведение денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика НБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Денежно-кредитная политика НБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.

НБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:

по форме их воздействия (прямые и косвенные);

по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами денежно-кредитной политики НБ являются:

- изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в НБ;

- регулирование официальной учетной ставки;

- проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает НБ на том или ином этапе развития страны.

С поставленной задачей в 2000 г. Национальный банк в целом справился. Уровень инфляции в де­кабре прошлого года к декабрю 1999 года составил 18,4 процента, что, не очень мно­го, если учитывать снижение темпа роста реального ВВП до 1,8 процен­та. Другими словами, удалось избе­жать большой инфляции, чрезмерной эмиссии денег. Денежное обращение не было вытеснено бартерными отно­шениями[2].

 

Аккумулирование денежных средств населения в банках.

 По данным годового отчета, видно, что в про­шлом году 57,6 процента наличных денег находилось вне банков. Хотя это меньше, чем в 1996 году, когда этот показатель был равен 71,8 процента, все же цифры говорят о низком уров­не доверия к банкам. Совершенно очевидно, что для действенного регу­лирования денежного обращения не­обходимо, чтобы более половины де­нег были аккумулированы в банках. В конце прошлого года из 4 млрд. 910 млн. сомов 2 млрд. 828 млн. сомов находилось на руках у населения - ог­ромные резервы не используются на­шей банковской системой

 Изменение норм обязательных резервов.

В соответствии с инструкцией «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о порядке формирования Национализованных фондов банковской системы Кыргызстана за счет взносов коммерческих банков НБ образует резервный фонд кредитной системы КР, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли  привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

 Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в НБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент  от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства  по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

НБ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов НБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков  и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

 Регулирование официальной учетной ставки НБ.

 Учетная ставка используется НБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг,  отвечающих требованиям НБ и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (в зависимости от его состояния может меняться в течение года ).

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным Нац.банком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Широкое применение изменения учетной ставки обусловлено простотой применения. Повышение ( в антиинфляционных целях ) учетного процента, т.е. политика   «дорогих денег» ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в Нац.банке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика «дешевых денег», наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам НБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

Учетная ставка НБКР сильно коле­балась в течение прошлого года - от 18,9 до 86,6 процентов. Соответствен­но высокими были процентные став­ки по кредитам коммерческих банков, что делало их недоступными для пред­принимателей, особенно в сфере про­изводства. Отмечено, что средневзвешенная процентная ставка в годовом исчислении снизилась с 55,9 процента в начале года до 44,5 в конце года. Процентная ставка по кре­дитам колеблется от 9,3 до 114 про­центов, при этом производство кредитовалось по ставкам от 56 до 100 процентов. Необходимо создать банки развития. Правительство уже несколько лет го­ворит о создании индустриального банка развития, но " воз и ныне там"[3].

Национальный банк с удовлетво­рением отмечает, что в прошлом году "сово­купность всех кредитов, выданных в сферу торговли и челночного бизне­са, составила 65,3 процента (на 1 ян­варя - 79,8).

 Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по  заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции Нац.банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков ( соответственно уменьшая или увеличивая её ). Это воздействие осуществляется посредством изменения Нац.банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

При жесткой ре-стрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, Нац.банк уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;

объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

сферы проведения операций: только на банковском  секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;

способа установления ставок: определяемых или Национальным банком или рынком.

 При проведении денежно-кредитной политики Нац.Банк имеет право осуществлять следующие операции с кыргызскими и  иностранными  кредитными  организациями:

     1)  предоставлять  кредиты  на  срок  не  более  одного   года   под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено законом о бюджете;

     2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более  шести месяцев;

     3) покупать и продавать государственные ценные  бумаги  на  открытом рынке;

     4) покупать и продавать облигации,  депозитные  сертификаты  и  иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;

     5) покупать  и  продавать  иностранную  валюту,  а  также  платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные кыргызскими и иностранными кредитными организациями;

     6) покупать, хранить, продавать  драгоценные  металлы  и  иные  виды валютных ценностей;

     7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

     8) выдавать гарантии и поручительства;

     9) осуществлять операции с финансовыми инструментами,  используемыми для управления финансовыми рисками;

     10)  открывать  счета   в отечественных и   иностранных   кредитных организациях на территории КР и иностранных государств;

11) осуществлять другие банковские операции от  своего  имени,  если это не запрещено законом.

 Обеспечением для кредитов Нац.Банка могут выступать:

      золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

     иностранная валюта;

     векселя в Кыргызской и иностранной валюте со  сроками  погашения  до шести месяцев;

     государственные ценные бумаги.

 Проведение валютной политики.

 Нац.Банк представляет интересы КР во взаимоотношениях с Национальными банками иностранных государств, а также в международных   банках   и    иных    международных    валютно-финансовых организациях.

НБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и  осуществляет  эту   функцию   в соответствии с Законом "О валютном  регулировании  и валютном контроле".

От имени правительства НБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. НБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях[4].

Для  осуществления  своих  функций Нац.Банк может открывать представительства в иностранных государствах.

 Рефинансирование коммерческих банков.

 Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, НБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

сроков предоставления (среднесрочные -  на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней);

целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Бесплатный хостинг uCoz